ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ "ЭКСПЛУАТАНТЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТУ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ" 

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) 

от 18 июня 2003 г. N 147

Опубликовано 7 октября 2003 г.

Вступает в силу с 18 октября 2003 г.

Регистрационный N 5104

В соответствии со статьями 24 и 61 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383) приказываю: 

Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения". 

Признать утратившим силу приказ Федеральной авиационной службы России от 24 октября 1997 г. N 225 "О государственном регулировании и контроле за организацией и выполнением полетов гражданских воздушных судов авиации общего назначения в Российской Федерации" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 апреля 1998 г., регистрационный N 1501). 

Первый заместитель Министра А. Нерадько

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА "ЭКСПЛУАТАНТЫ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЛУАТАНТУ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОЦЕДУРЫ РЕГИСТРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЛУАТАНТОВ АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ" 

I. Общие положения

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения" (далее - Правила) устанавливают требования к эксплуатантам авиации общего назначения (далее - эксплуатанты АОН), процедуры выдачи свидетельства эксплуатанта АОН, продления срока его действия, внесения в него изменений и контроля деятельности эксплуатантов АОН.

Положения настоящих Правил не распространяется на граждан и юридических лиц, имеющих на праве собственности, на условиях аренды или ином законном основании одноместные летательные аппараты с максимальной полетной массой до 120 кг, максимальной скоростью полета до 100 км/час, скоростью сваливания не более 45 км/час, запасом топлива не более 20 литров. 

2. В целях настоящих Правил применяются следующие термины, определения и сокращения: 

заявитель - юридическое или физическое лицо, обратившееся с заявкой на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН; 

контроль деятельности эксплуатанта АОН - проверки, осуществляемые с целью установления, что эксплуатант АОН продолжает соответствовать требованиям, подтвержденным при регистрации; 

проверка заявителя - проверка соответствия сведений, содержащихся в заявке и прилагаемых к ней документах, условиям эксплуатации воздушных судов, а также способности соблюдения заявителем действующих в гражданской авиации нормативных требований; 

свидетельство эксплуатанта АОН - документ, подтверждающий регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта АОН; 

сверхлегкие летательные аппараты - летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг, минимальную скорость полета - менее 65 км/час. Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы и т.п.) и моторные (дельталеты, мотодельтапланы, мотопаропланы, автожиры, микросамолеты и т.п.); 

эксплуатант АОН - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов в целях авиации общего назначения и имеющие свидетельство эксплуатанта АОН. 

3.Использование гражданских воздушных для полетов в целях авиации общего назначения юридическим или физическим лицом, не имеющим свидетельства эксплуатанта АОН, не допускается.

4.Свидетельство эксплуатанта АОН (приложение N 1) выдается и продлевается на срок до 5 лет. При первоначальной регистрации заявителя в качестве эксплуатанта АОН с правом выполнения международных полетов свидетельство эксплуатанта АОН выдается на срок до 2 лет.

5. Свидетельство эксплуатанта АОН не может быть выдано на два или более юридических или физических лица и не может быть передано одним юридическим или физическим лицом другому.

6. Выдачу свидетельств эксплуатанта АОН, продление срока их действия и (или) внесение изменений в свидетельства эксплуатанта АОН осуществляют межрегиональные территориальные управления и территориальные управления воздушного транспорта Минтранса России (далее - территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России).

7. Копия свидетельства эксплуатанта АОН является судовым документом и должна находиться на борту воздушного судна эксплуатанта АОН при выполнении полетов.

I. Требования к эксплуатанту АОН

8. Использование воздушного пространства Российской Федерации осуществляется эксплуатантом АОН в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации и установленными в гражданской авиации правилами производства полетов..

9. Эксплуатант АОН (заявитель) организует в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями: 

создание необходимой базы для хранения воздушных судов, выполнения работ по поддержанию их летной годности и хранения эксплуатационно-технической и пономерной документации на основные и комплектующие изделия воздушных судов; 

обеспечение технического обслуживания и ремонта заявленных воздушных судов; 

учет данных об отказах и неисправностях воздушных судов; 

учет наработки воздушных судов; 

обработку полетной информации при наличии на борту воздушного судна бортовых самописцев; 

медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов; 

обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности. 

10.Обязательное страхование осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11.Эксплуатант АОН (заявитель) - юридическое лицо (физическое лицо - в случае необходимости) принимает на работу авиационный персонал в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Эксплуатант АОН (заявитель) - юридическое лицо (физическое лицо - в случае приема на работу авиационного персонала), разрабатывает в соответствии с установленными в гражданской авиации требованиями руководство по производству полетов и руководство по организации технического обслуживания воздушных судов.

13. Эксплуатанты АОН (заявители), не указанные в пункте 12 настоящих Правил, представляют в территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России в установленном порядке информацию по организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

14. Эксплуатанты АОН, указанные в пункте 12 настоящих Правил, обеспечивают наличие на борту воздушных судов, используемых для целей авиации общего назначения, необходимой информации для авиационного персонала из соответствующих разделов руководства по производству полетов и руководства по организации технического обслуживания воздушных судов.

15. Эксплуатанты АОН, не указанные в пункте 12 настоящих Правил, обеспечивают наличие на борту воздушного судна необходимой действующей информации по организации полетов и технического обслуживания воздушного судна.

16. Авиационный персонал эксплуатанта АОН имеет соответствующую подготовку и квалификацию, подтвержденные установленными законодательством Российской Федерации документами.

Эксплуатанты АОН обеспечивают изучение нормативных актов по вопросам безопасности полетов, авиационной безопасности и иных документов, регулирующих деятельность гражданской авиации, авиационным персоналом, ведут учет полетного и рабочего времени авиационного персонала, а эксплуатанты АОН, не указанные в пункте 12 настоящих Правил, изучают указанные документы самостоятельно.

17. Принадлежащие эксплуатанту АОН (заявителю) воздушные суда, заявляемые для полетов в целях авиации общего назначения, допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), свидетельств о государственной регистрации. Воздушные суда оборудуются в соответствии с установленными требованиями для выполнения заявленных видов полетов в заявленных регионах.

18. Эксплуатанты АОН применяют технические средства для выполнения авиационных работ в целях авиации общего назначения, соответствующие установленным в гражданской авиации требованиям.

III. Процедуры регистрации и контроль деятельности эксплуатантов АОН

19. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН и продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН подается в соответствующий территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России по основному месту базирования используемых в целях авиации общего назначения воздушных судов заявителя (эксплуатанта АОН), по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам.

К заявке прилагаются (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии): 

свидетельства о государственной регистрации воздушных судов, заявляемых для полетов в целях авиации общего назначения; 

сертификаты летной годности (удостоверения о годности к полетам) воздушных судов, заявляемых для полетов в целях авиации общего назначения; 

документы, подтверждающие обязательное страхование (договоры страхования, страховые полисы и т.д.); 

руководство по производству полетов для заявителей (эксплуатантов АОН), указанных в пункте 12 настоящих Правил; 

руководство по организации технического обслуживания воздушных судов для заявителей (эксплуатантов АОН), указанных в пункте 12 настоящих Правил; 

договор на техническое обслуживание воздушных судов (при отсутствии у эксплуатанта АОН действующего сертификата соответствия на техническое обслуживание авиационной техники, а у эксплуатанта АОН, эксплуатирующего сверхлегкие летательные аппараты - собственной инженерно-авиационной службы); 

договоры на медицинское, метеорологическое, аэронавигационное и другие виды обеспечения полетов (при отсутствии у эксплуатанта АОН соответствующих действующих сертификатов соответствия); 

договор на обеспечение (осуществление мер) авиационной безопасности (при отсутствии собственной службы авиационной безопасности), за исключением случаев, когда допускается осуществление мер авиационной безопасности эксплуатантом АОН самостоятельно; 

иные документы, подтверждающие сведения, указанные в заявке и приложениях к ней. 

20. Заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН подается в соответствующий территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам. В заявке на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН указываются изменяемые данные, и к ней прилагаются документы (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии), подтверждающие соответствие измененных основных условий деятельности эксплуатанта АОН (условий эксплуатации воздушных судов) нормативным требованиям, действующим в гражданской авиации.

21. Заявитель (эксплуатант АОН) отвечает за достоверность сведений, указанных в заявке и прилагаемых к ней документах, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

22. Заявка на регистрацию в качестве эксплуатанта АОН подается не позднее чем за 45 суток до планируемой даты начала полетов.

23. Заявка на продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН подается не позднее, чем за 30 суток до окончания срока его действия.

24. Заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН, предусматривающих изменение условий эксплуатации воздушных судов: 

освоение эксплуатантом АОН нового типа воздушных судов; 

выполнение международных полетов; 

изменение аэропорта базирования; 

аренду воздушных судов иностранной регистрации - подается не позднее чем за 30 суток до планируемой даты начала полетов в новых эксплуатационных условиях. 

25. В остальных случаях заявка на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН подается не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты начала полетов в новых эксплуатационных условиях.

26. В процессе рассмотрения заявки и приложенных к ней документов территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России определяет соответствие сведений, указанных в них, установленным в гражданской авиации нормативным требованиям. При положительных результатах рассмотрения назначается проверка заявителя (эксплуатанта АОН).

27. Результаты проверки заявителя (эксплуатанта АОН) по заявке на регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта АОН, продление срока действия свидетельства эксплуатанта АОН, а также на внесение в свидетельство эксплуатанта АОН изменений, указанных в пункте 24 настоящих Правил, оформляются актом проверки заявителя (эксплуатанта АОН).

На основании положительных выводов акта проверки заявителя (эксплуатанта АОН), территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России принимает решение о выдаче свидетельства эксплуатанта АОН, продлении срока его действия или внесении изменений в свидетельство эксплуатанта АОН.

В случае несоответствия заявителя (эксплуатанта АОН) действующим в гражданской авиации нормативным требованиям, указанного в выводах акта проверки заявителя (эксплуатанта АОН), свидетельство эксплуатанта АОН заявителю не выдается (срок действия свидетельства эксплуатанта АОН не продлевается, изменения в него не вносятся).

28. Результатом рассмотрения заявки на внесение изменений в свидетельство эксплуатанта АОН, не требующих проведения проверки эксплуатанта АОН, является переоформление свидетельства эксплуатанта АОН и (или) приложения к нему.

29. Решение об отказе в регистрации заявителя в качестве эксплуатанта АОН (продлении срока действия свидетельства эксплуатанта АОН, внесении в него изменений) может быть обжаловано заявителем (эксплуатантом АОН) в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

30. Свидетельство эксплуатанта АОН вступает в силу с указанной в нем даты. Копии свидетельства эксплуатанта АОН, заявки и приложенных к ней документов хранятся в территориальном органе воздушного транспорта Минтранса России, выдавшем свидетельство эксплуатанта АОН.

31. Информация о выдаче свидетельства эксплуатанта АОН, продлении срока его действия или внесении изменений в свидетельство эксплуатанта АОН направляется территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России в течение 3 рабочих дней в специально уполномоченный орган в области гражданской авиации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в установленном формате в объеме данных заявки для внесения в сводную информационную базу данных.

32. В случае нарушения эксплуатантом АОН ограничений, изложенных в приложении к свидетельству эксплуатанта АОН, являющемся неотъемлемой частью указанного свидетельства, правил эксплуатации воздушных судов, а также правил использования воздушного пространства Российской Федерации и правил производства полетов или их обеспечения, угрожающего безопасности полетов и (или) авиационной безопасности, территориальным органом воздушного транспорта Минтранса России, выдавшим свидетельство эксплуатанта АОН, могут быть введены ограничения в действие свидетельства эксплуатанта АОН, его действие может быть приостановлено или свидетельство эксплуатанта АОН может быть аннулировано.

33. Расследование авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами эксплуатантов АОН осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

34. Основной целью контроля деятельности эксплуатанта АОН является проверка соблюдения эксплуатантом АОН установленных в гражданской авиации нормативных требований и условий (ограничений), указанных в приложении к свидетельству эксплуатанта АОН. 35. Контроль деятельности эксплуатантов АОН осуществляют территориальные органы воздушного транспорта Минтранса России, а также иные контролирующие органы в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

36. Плановый контроль деятельности эксплуатантов АОН проводится не чаще одного раза в два года.

При выявлении нарушений (поступлении в территориальный орган воздушного транспорта Минтранса России информации о нарушениях) эксплуатантом АОН установленных нормативных требований могут быть назначены и проведены внеочередные проверки деятельности эксплуатанта АОН.